Презентация результатов педагогической деятельности

Методическая проблема, над которой я работаю в течение последних пяти лет, звучит следующим образом: "Формирование исследовательских навыков как метапредметных результатов обучения химии".

Результаты моей педагогической деятельности были представлены широкой общественности:
  • на VIII Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы химического и естественнонаучного образования», Москва (21-22 апреля 2017г.)
  • на межрегиональном  научно-практическом семинаре «Развитие опыта исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации естественнонаучного образования», г. Тамбов (26.04.2018 г.)
  • на Всероссийском семинаре – совещании «Модернизация технологий обучения в современной школе и профессиональная компетентность учителя», Социально-педагогически институт Мичуринского ГАУ (5 – 6 декабря 2019 г.)
  • на ХIII областной научно-практической конференции работников образования «Путь в науку» (17 октября  2019г.)
  • на общешкольном родительском собрании (21.09.2020 г.).

ПРЕЗЕНТАЦИЯ представления опыта работы по теме "Формирование исследовательских навыков как метапредметных результатов обучения химии" на общешкольном родительском собрании.


Не секрет, что большинство детей в современной школе понимают, что учиться надо, но не хотят этого делать.
В условиях реализации новых образовательных стандартов происходит переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу, в рамках которого основной задачей является сформировать у обучающихся комплекс метапредметных и личностных навыков, развить критическое мышление.
В итоге мы получаем педагогическое противоречие: с одной стороны объективную необходимость в формировании у наших воспитанников метапредметных навыков, с другой стороны, их нежелание включаться в образовательный процесс.
Практика показывает, что, только получая знания самостоятельным путем, пропуская их через себя в ходе исследования, дети могут заинтересоваться и осознанно подойти к образовательному процессу.
Бернард Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к познанию – это деятельность». Можно добавить: исследовательская деятельность. Ибо именно она является основой для формирования одноименной компетенции обучающихся, представляющей собой совокупность целого ряда метапредметных навыков, прописанных в Стандартах нового поколения, и которые мы с Вами призваны сформировать у наших воспитанников независимо от изучаемого предмета.
Педагогическая проблема мне видится в отсутствии единой системы методических рекомендаций, дидактической базы для формирования исследовательских навыков обучающихся в рамках учебной дисциплины «Химия».
И поэтому цель моей профессиональной деятельности – создание системы методических рекомендаций, направленных на формирование исследовательских навыков обучающихся средствами химии.


Из составленной нами модели формирования исследовательской компетентности обучающихся (рис. 1) видно, что сформировать составляющие всех компонентов указанной компетентности и компетенции невозможно средствами одной педагогической технологии.
Нам видится решение данной проблемы, в первую очередь, в грамотной, взаимосвязной организации урочной и внеурочной форм работы.
В рамках урочной системы предполагается системное использование исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной, дидактической многомерной технологий, ведущей из которых является исследовательская.
Как было отмечено В.В. Гузеевым, рассмотрение образовательной технологии необходимо начинать с модели обучения (Гузеев, 2001). 

Мы в ней выделили два яруса. Верхний ярус – методы и формы, нижний составляет педагогическую технику (средства и приемы). Последний, будучи дополнен личностными особенностями учителя (интуиция, манера поведения, мимика, жесты, отношения и т.д.), является педагогическим искусством и индивидуален для каждого педагога.
На наш взгляд, верхний ярус исследовательской технологии занимают такие методы, как модельный метод обучения, метод решения задач, «Учимся вместе», как один из методов сотрудничества, метод всех возможных вариантов «Дерево решений», ПОПС – формула, проблемный метод.
Рассмотрим реализацию некоторых из указанных методов в системе урочной формы организации образовательного процесса в рамках школьного предмета «Химия».
Главный акцент в обучении модельным методом делается не на компонент получения знаний, а на компонент приобретения способов деятельности и ценностных ориентаций. На наш взгляд, модельный метод удобно использовать в системе комбинированных уроков при изучении нового материала (Бершадский, 2003).
Урок по теме "Алюминий" (9 класс)
В некоторых случаях модельный метод может включать в себя лабораторную работу, как средство, служащее доказательством или опровержением теоретического предположения.
Функция учителя: координировать процесс, следя за соблюдением правил техники безопасности при работе с кислотами и щелочами, и совместном обобщении результатов с записью уравнений возможных химических реакций.
На наш взгляд, модельный метод обучения позволяет сформировать такие исследовательские навыки как выдвижение гипотезы, анализ полученных материалов, обобщение и формулировка собственных выводов.
Метод решения исследовательских задач, в зависимости от объема содержащегося экспериментального материала, степени включения математического аппарата для обработки данных, можно разделить на задачи практикума, исследовательские и научные задачи.
Первые два типа задач чаще всего решаются в ходе урока – лаборатории, урока – практикума и являются его составной частью (лабораторный опыт) или его основой (лабораторная, практическая работа).
Урок по теме "Среда водных растворов"
(8 класс)
Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется один параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, скорость химических реакций.
Исследовательские задачи представляют собой класс задач, в которых исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, скорость химических реакций от температуры и катализатора).
В ходе реализации метода решения исследовательских задач формируются навыки обучающихся по подбору методик исследования и практическому овладению ими.
Метод «Учимся вместе» направлен на формирование у обучающихся коммуникативных навыков и навыков коллективной работы.
Данный метод продуктивно реализуется в ходе уроков – творческих лабораторий, уроков – практикумов, уроков-семинаров. Он основан на работе разноуровневых групп, каждая из которых получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы школьники самостоятельно определяют роли каждого, обеспечивая таким образом мотивацию обучения и рефлексию деятельности.
Например, изучение общей характеристики карбоновых кислот предлагается в форме творческой лаборатории. Одним из этапов урока является составление классификации изучаемых соединений. С этой целью группам предлагаются разноуровневые задания (в соответствие с личностными особенностями их участников) на основе предложенных формул карбоновых кислот.
1. Разделите вещества на 3 группы, схожие по составу. Определите признак, который вы положили в основу классификации. Вспомните классификацию углеводородов.
2. Разделите вещества на 3 группы, схожие по составу. Определите признак, который вы положили в основу классификации. Вспомните понятие «основности» из классификации неорганических кислот.
3. Рассмотрите формулы двух столбиков карбоновых кислот. Предло-жите классификацию внутри каждого столбика соединений. Дайте названия каждой получившейся группе  кислот.
4. Предложите классификацию карбоновых кислот по двум основным признакам. Объясните понятие «высшие» и «низшие» карбоновые кислоты.
По итогам работы групп на доске составляется классификации карбоновых кислот.
ПОПС – формула – метод, используемый при обсуждении дискуссионных проблем, при выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию. Это простая форма работы на занятии, когда нужно выработать аргументы, позволяющая сформулировать и представить свое мнение в четкой и сжатой форме. Наиболее результативно данный метод применяется на уроках изучения нового материала. Схема работы следующая. 
П – позиция (в чем заключается точка зрения) – я считаю, что…
О – обоснование (доводы в поддержку позиции) - … потому, что…
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) - …например…
С – следствие (вывод, призыв к принятию позиции) - …поэтому…
Например, при изучении темы «Природные источники углеводородов» обучающимся предлагается высказать и обосновать свою точку зрения относительно ценности угля, нефти и газа, опираясь на ПОПС - формулу. Один из вариантов ответа.
(П) Я считаю, что нефть нельзя использовать в качестве топлива, (О) потому что она представляет собой ценное сырье для химического производства. (П) Например, из нефти можно получить медицинские препараты, например, аспирин, духи, красители, взрывчатые вещества, пластмассы, ткани, даже продукты питания, (С) поэтому ее надо экономить!
Данный метод способствует формированию таких навыков, как умение структурировать материал; формулирование выводов и умозаключений; объяснение, доказательство и защита собственных идей; проявление креативности в проблемной ситуации.
Проблемный метод наиболее разнообразен по своим формам и возможностям использования. В том или ином случае он, в первую очередь, направлен на формирование у обучающихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы. 
Проблемный метод может использоваться на одном из этапов урока: мотивационном, основном (изучение нового материала); или составлять основу всему занятию. Пример исследовательского урока (высший уровень проблемности) по теме «Мыла».
Урок по теме "Мыла" (10 класс)
Проблемный вопрос «почему мыло моет?» формулируется обучающимися. Учитель выстраивает логическую линию решения проблемы. В ходе теоретического поиска, лабораторных опытов, демонстрирования анимационной модели, решения исследовательской задачи обучающиеся получают несколько ответов: 
вследствие строения молекулы;
из-за воздействия на поверхностное натяжение воды;
при образовании щелочной среды раствора.
Одной из форм урока, сочетающей в себе все названные методы, является творческая лаборатория, разработанная мною в 2012 году и успешно внедренная в практику образовательного процесса.
Творчество – это отход от стереотипов. Это осуществление деятельностного подхода в образовании и способ развития критического мышления (Варламова, 1998).
Слово лаборатория обычно погружает школьников в мир науки, поскольку ассоциируется у них с научными учреждениями.
В ходе работы в творческой лаборатории мы не обязаны следовать общепринятой логике изучения нового материала, наша главная задача - привлечь обучающихся к активному процессу поиска: поиска ответов на поставленные вопросы, поиска решения проблемы, но, в первую очередь, поиска самой проблемы.
Начинать разработку исследовательского урока необходимо с поиска проблемы внутри учебной темы. Проблема – это средство развития познавательного интереса обучающихся, поэтому она должна быть явной для них и интересной (актуальной) (Новожилова, 2008).
Для выявления и формулирования проблемы, а так же с целью развития мотивации обучающихся к познанию удобно использовать индукторы - приемы, обеспечивающие «наведение на проблему», свернутый смысл темы.
Что может служить индукторами?
1. Отрывки из песен
2. Фрагменты мультфильмов
3. Фрагменты литературных произведений
4. Интересные факты.
Урок по теме "Радиоактивность" (11 класс)
Например, до недавнего времени в Австралии существовала легенда о «долине смерти». Это участок чуть больше футбольного поля. Но каждый, кто попадал на него, спустя незначительное время умирал.
Детям предлагается ответить на вопрос: «В чем причина?» В ходе полемики они приходят к идее, что это радиоактивность.
Таким образом, мы вышли на объект исследования – явление радиоак-тивности, а далее нужно выявить проблему, таящую в себе некое противоречие, связанное с данным объектом.
В ходе полилога, организованного учителем, обучающиеся формулируют некое противоречие: «Почему, зная обо всех возможных последствиях воздействия радиации на организм человека, мы все равно используем данное явление?»
Подобная проблема подталкивает школьников к таким приемам мышления, как анализ, сопоставление, поиск и классификация данных. Они должны сначала определить все «за» и «против», выяснив сущность явления радиоактивности, ее типы, механизм, а потом сделать вывод о его неоднозначности для человека.
Для того, чтобы решить проблемный вопрос, необходимо освоить ряд тематических понятий. С этой целью можно применять разные методы в том числе Этимологический подход.
Его удобно использовать для формулирования определений понятий, состоящих из терминов, уже известных обучающимся.
Например, «сформулируйте определение понятия «радиоактивность», используя этимологический подход».
Проверка задания: «Радиоактивность – явление самопроизвольного распада ядер с испусканием элементарных частиц».
Моделирование – метод, используемый в тех случаях, когда необходимо создать аналог объекта или процесса исследования для его изучения.
В рамках темы «Радиоактивность» оптимально применять данный метод для формулирования и обоснования понятия «период полураспада» изотопа.
Группы получают следующее задание:
Мастер-класс по теме
"Творческая лаборатория"
В коробках, расположенных на столах групп, находится по 40 монеток, повернутых «орлом» кверху, соответствующих изотопам некоего элемента «Орлия».
1. Потрясите коробки (это условно соответствует прохождению пе-риода полураспада – какому-то промежутку времени).
2. Откройте и посчитайте, сколько монет перевернулось «решкой», превратилось в новый элемент «Решетий».
3. Отложите их в сторону и запишите в таблицу, сколько «Орлиев» осталось в коробке.
4. Эксперимент повторите 3 раза.
Данный эксперимент несет несколько образовательных функций: во-первых, активизирует познавательный интерес; во-вторых, позволяет экспериментально обосновать и сформулировать определение понятия «период полураспада»; в-третьих, позволяет сформировать такие метапредметные навыки, как экспериментальное мышление, проявление креативность в проблемной ситуации, объяснение, доказательство и защита собственных идей и т.д.
Результаты эксперимента обучающиеся заносят в общую таблицу, на основе полученных данных строят график. Обратите внимание, что, как в любом исследовании, частота повтора приводит к более точным данным.
Но если отбросить погрешности, то видно, что за каждый промежуток времени число радиоактивных изотопов уменьшается вдвое.
Для большей достоверности можно сравнить полученный график с графиками периода полураспада реальных изотопов.
Одним из важнейших методов исследования является анализ литературных и Интернет-источников. Он удобен для сопоставления всех положительных и отрицательных сторон радиоактивности.
Например, именно анализ информационных ресурсов (литературных или цифровых) позволяем сравнить имеющиеся сведения о значении явления радиоактивности для организма человека и сделать вывод о его влиянии на здоровье человека.
Здесь обучающимся можно предложить ссылки на лаконичные Интернет-ресурсы, подборку литературных данных, справочные материалы.
Данный метод направлен на формирование таких навыков, как ценностные ориентации, способность классифицировать, навыки работы с источниками и др.
Подводя итоги «мозгового штурма», обучающиеся приходят к выводу, что явление радиоактивности имеет как ряд положительных сторон, так и может оказать отрицательное воздействие на организм человека.
На данном этапе возникает еще один проблемный вопрос: А может ли человек уменьшить воздействие радиации на свой организм? И здесь нам поможет метод самоисследования.
Учитель предлагает подсчитать, сколько мбэр каждый из нас получает в среднем за год, воспользовавшись данными специальной таблицы. Подобная таблица может быть в форме Интернет – документа или текстового материала.
Свои результаты необходимо сравнить с нормой – 170 мбэр. Значительное превышение нормы может негативно отразиться на здоровье.
Анализируя данные таблицы, обучающиеся делают вывод, что в современном мире обойтись без радиоактивности мы не можем. Но можем снизить ее отрицательное воздействие, если будем соблюдать ряд мер предосторожностей (материал дома, образ жизни и т.д.).
В ходе рассматриваемой нами формы урока «Творческая лаборатория» формируются все метапредметные навыки, составляющие систему исследовательской компетенции обучающихся.
Как указывалось ранее, это не единственная форма, используемая в образовательном процессе.
Большую роль в формировании исследовательских навыков играет программа дополнительного образования «Юные исследователи», одобренная как родителями, так и самими воспитанниками; исследовательская деятельность, осуществляемая в рамках секции химии научного общества учащихся «Совенок», результаты которой позволяют проследить положительную динамику творческой активности и достижений обучающихся.
Победы обучающихся в научно-практических конференциях и конкурсах областного и Всероссийского уровня позволяют им повысить уровень коммуникативных навыков, расширить круг общения, осуществить взаимообмен исследовательским опытом, идеями, что приводит к новым творческим проблемам и новым открытиям.
Литература
1. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технолгии/ М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.- 256 с.
2. Варламова Е.П. Психология творческой уникальности человека/ Е.П. Варламова, С.Ю. Степанов/ под. Ред. Я.А. Пономарева.- М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998.- 204 с.
3.    Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. - М.: Народ. образование, 2001. - 127 с.
4. Кульнивич С.В. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, студентов и аспирантов пед. учебн. заведений, слушателей ИПК.- Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2006.- 288 с.
5.  Новожилова М.М. Как корректно провести учебное исследо-вание: От замысла к открытию/ М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель; Научн. Ред. Т.И. Шамова.- 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2008.- 160 с.
6. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование, 1999.- № 10.- с. 158-161 4.
7.   Осипова С. И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей.- ГОУ ВПО «Государственный университет цветных металлов и золота» www.fkgpu.ru/conf/17.doc 
8. Ушакова О.В. Формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами современных педагогических технологий (на примере химии) / авт.-сост. О.В. Ушакова.- Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.- 43 с.
9. Ушакова О.В. Исследовательская компетенция / компетентность, ее место в системе образовательных компетенций //Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика», 2009.- №3 http://actualresearch.ru/nn/2009_3/Article/pedagogy/ushakovaov3.htm 
10. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http://www.eidos.ru/conf/

Комментариев нет:

Отправить комментарий