В помощь учителям химии

Уважаемые мои коллеги - учителя!
Я знаю, как важно порой быстро найти необходимый материал по тому или иному вопросу, связанному с преподаваемой дисциплиной.
Поэтому искренне надеюсь, что данная страничка моего блога послужит Вам методической копилкой (здесь я планирую размещать наиболее удачные (субъективное мнение) материалы уроков), источником дидактических находок (самостоятельные, контрольные, практические работы), библиотекой педагогических, инновационных идей.

Какими мы хотим видеть наших выпускников?
Безусловно, готовыми быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции и стремительно прогрессирующей жизни.
Какова профессиональная траектория учителя?
Конечно, для каждого педагога она индивидуальна.
Лично я  основной целью своей работы поставила формирование исследовательской компетенции обучающихся средствами химии. Это система урочной и внеурочной форм работы, проектная, исследовательская деятельность, работа в рамках научного общества учащихся "Совенок", совместного творчества с муниципальным объединением "Центр работы с одаренными детьми", работа с родителями и преподавателями учреждений дополнительного образования.
Система работы учителя химии по формированию исследовательской компетенции обучающихся
Свою работу я строю в системе исследовательской технологии, поэтому предлагаю Вашему вниманию серию разработок уроков, направленных на формирование исследовательской компетенции обучающихся.
8 класс
Урок-исследование "Физические и химические явления"
Цель урока: закрепление понятий "физические" и "химические явления", условий и признаков протекания химических реакций на основе имеющихся у обучающихся знаний о разновидностях явлений.
Основная форма работы - разноуровневые группы постоянного состава с учетом личностных особенностей обучающихся.
Основные методы, используемые на уроке: метод решения исследовательских задач, "Учимся вместе", проблемный.

Урок-исследование с сопровождением интерактивной доски "Вода - самый хороший растворитель"
Цель: формирование эко-валеологической и исследовательской компетенции обучающихся в ходе изучения растворительной способности воды, классификации и физико-химических свойств растворов.
Проблемный вопрос «почему воду с растворенными в ней веществами мы все равно называем водой?» формулируется обучающимися. Учитель выстраивает логическую линию решения проблемы. В ходе теоретического поиска, лабораторных опытов, демонстрирования анимационной модели, решения исследовательской задачи обучающиеся получают несколько ответов:
- вода - дефицитное вещество, хотя на Земле это самое распространенное вещество;
- вода - хороший растворитель;
- не все вещества хорошо растворяются в воде;
- воды - полярный растворитель и растворяет полярные молекулы;
- вода - вещество, необходимое для человеческого организма.
Конспект урока можно скачать здесь (doc)
Мультимедийное сопровождение к уроку можно скачать здесь (rar)

Урок - исследование "Среда водных растворов"
Цель: формирование исследовательской компетенции и исследовательского типа мышления при изучении типов сред водных растворов и методов их качественного анализа.
Форма урока позволяет моделировать все этапы химического исследования при изучении конкретной темы.
Урок основан на активных методах обучения, реализующихся в рамках исследовательской технологии.
На подготовительном этапе класс делится на 5 равноценных групп (по 4-5 воспитанников) для удобства проведения экспериментов.
На данном уроке гармонично сочетаются проблемный метод и химический эксперимент, служащий средством доказательства или опровержения выдвинутых гипотез.
Ведущая форма деятельности на уроке – самостоятельная работа обучающихся в парах или группах, выполняющих одинаковые или разные задания (по вариантам), направленные на получение более широкого круга информации всем классом.
Конспект урока можно скачать здесь (doc)
Рабочую тетрадь для школьников можно скачать здесь (doc)



9 класс
Урок - поиск по теме "Алюминий"
Цель урока - изучение строения атома алюминия, его химических свойств, выявление взаимосвязи между физическими свойствами и областями использования данного металла, выяснение способа его получения на основе имеющихся у обучающихся знаний.
В ходе урока обучающимся предлагается определить возможную химическую активность указанного металла, исходя из его расположения в электрохимическом ряду напряжений. Получается, что алюминий – один из наиболее активных металлов. Далее учитель переходит к областям применения алюминия. Здесь совместно со школьниками выясняется, что это один из самых востребованных материалов. Учитель предлагает сформулировать проблему (противоречие), которая, по мнению воспитанников, просматривается: «Почему (каким образом) активный металл может так широко использоваться в чистом виде, не подвергаясь коррозии и другим процессам химического взаимодействия?». Данная проблема решается через комплекс теоретических и практических (экспериментальных) средств.
Конспект урока можно скачать здесь (doc)
Рабочий материал к уроку можно скачать здесь 
(doc)

10 класс
Урок-творческая лаборатория по теме "Мыла"
Цель урока - формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении темы "Мыла"
Форма урока - творческая лаборатория - наиболее органично интегрирует в себе все составляющие методы исследовательской технологии и позволяет отойти от стереотипного изучения органических веществ, тем самым, активизируя творческую актиывность обучающихся.
Проблемный метод - ведущий, поэтому  используетяс на этапе формулирования проблемы на основе классического мультипликационного фильма "Мойдодыр", при рассмотернии возможности влияния мыла на организм человека и его роли в нарушении поверхностного натяжения воды.
Модельный метод применяется при изучении строения молекулы мыла и его моющей способности.
Метод решения исследоватеьских задач позволяет выяснить состав мыла на основе результатов эксперимента.
В итоге школьники самостоятельно определяют для себя проблемный вопрос: "Почему мыло моет?" и находят на него несколько взаимосвязанных ответов:
"Потому что молекула мыла имеет полярное строение, вследствие чего мыло уменьшает поверхностное натяжение воды и выталкивает частички грязи с поверхности субстрата".
Конспект урока можно скачать здесь (doc)
Материал интерактивной доски можно скачать здесь (rar)


Урок - исследование по теме "Карбоновые кислоты"
Цель: ознакомление обучающихся с разнообразием представителей данного класса, изучение общих черт строения, классификации, номенклатуры, физических свойств  и областей применения карбоновых кислот на основе имеющихся у школьников знаний о некоторых особенностях наиболее распространенных карбоновых кислот, результатов лабораторных опытов, теоретических и практических исследований.
В рамках исследовательской технологии используются такие методы как метод "Учимся вместе" (основан на работе разноуровневых групп, каждая из которых получает одно задание, являющееся подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Внутри группы школьники самостоятельно определяют роли каждого, обеспечивая таким образом мотивацию обучения и рефлексию деятельности); "Решение исследовательских задач" для сравнительной характеристики физических свойств карбоновых кислот; проблемный (при изучении зависимости силы кислот от строения их молекулы)
Конспект урока можно скачать здесь (doc)
Мульти-медиа материал можно скачать здесь (ppt)

Контрольный тест можно скачать здесь (xts)



11 класс
Урок-иследование по теме "Химия волос" (профильный уровень)
Цель урока - формирование исследовательской компетенции обучающихся на основе изучения структуры волос, влияния на них растворов различной среды.
Урок межпредметный, базируется на знаниях обучающихся курса биологии.
Модельный метод используется на стадии ознакомления с химической структурой волос.
Проблемный метод позволяет ответить на проблемный вопрос: "Какая среда раствора наиболее опасна для волос?"
Метод решения иследовательских задач  используется при изучении влиния воды на структуру волос.
Конспект урока можно скачать здесь (doc)

Урок - творческая лаборатория по теме "Радиоактивность" (профильный уровень)
Цель урока - формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении темы "Радиоактивность".
Форма урока - творческая лаборатория - позволяет обучающимся выпускного класса приобщиться к основным навыкам исследовательской работы, что поможет при дальнейшей учебе в высших учебных заведениях.
Ведущий метод - проблемный. Он реализуется в ходе формулирования основной проблемы урока: "Почему радиоактивность мы применяем широко, несмотря на ее негативное воздействие на организм человека?"; при изучении влияния радиоактивности на организм человека, периоде полураспада радиоактивных изотопов.
Метод моделирования используется при изучении понятия "период полураспада".
Модельный метод - при знакомстве с типами радиоактивного распада (альфа-; бетта-).
Логико-смысловая модель - основа конспекта урока и средство систематизации получаемых и имеющихся знаний обучающихся.
Интерактивные средства позволяют использовать в качестве демонстрационного материала анимационные модели альфа- и бетта-распада, позволяют динамично заполнять ЛСМ по мере пополнения банка данных.

Урок - творческая лаборатория по теме "Ионная связь"
Цель урока - формирование исследовательской компетенции обучающихся при изучении темы "Ионная связь".
Данный урок - закрепляющий, основан на знаниях выпускников, полученных при изучении курса химии 8 - 10 классов. Поэтому основные приемы - решение проблемных вопросов.
Ведущий метод - проблемный. В ходе урока обучающиеся выявляют противоречие между хорошей растворимостью веществ с ионной связью и и ее прочностью и отвечают на проблемный вопрос, рассматривая структуру, свойства и механизм растворения веществ в воде.
Мультимедиа материал можно скачать здесь (rar)

Урок - исследование по теме "Ионное проbзведение воды. Водородный показатель".
Цель: формирование знаний обучающихся о водородном показателе и навыков применения полученных знаний в повседневнйо жизни.
Урок основан на работе разноуровневых груп, состав которых определяется в зависимости от результатов психологического анализа и наблюдения учителя за некоторыми личностными осоебенностями обучающихся класса.
В рамках урока прослеживаетяс 3 основных этапа: вывод определения и формулы ионного произведения воды; работа с водородным показателем, определение рН водных образцов из разных районов города.
Конспект урока можно скачать здесь (doc)

Блок контрольных и самостоятельных работ по химии

8 класс
Контрольная работа по теме "Строение атома" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Простые вещества" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме «Химическая связь. Строение вещества» подробнее... (doc) 
Контрольная работа по теме "Соединения химических элементов" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Изменения, происходящие с веществами" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Растворы" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Классы неорганических соединений" подробнее... (doc)
Самостоятельная работа по решению задач на массовую долю вещества подробнее... (doc)

9 класс
Контрольная работа по теме "Металлы" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Неметаллы" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Органические соединения" подробнее... (doc)
Самостоятетльная работа по общей характеристике металлов подробнее... (doc)

10 класс
Контрольная работа по теме "Строение органических веществ" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Углеводороды" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Кислородосодержащие соединения" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Азотосодержащие соединения" подробнее... (doc)
Самостоятельная работа по теме "Альдегиды" подробнее... (doc)

11 класс
Контрольная работа по теме "Строение атома. Ядерные реакции" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Строение химического вещества" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Химические реакции" подробнее... (doc)
Контрольная работа по теме "Вещества и их свойства" подробнее... (doc)

Рабочие программы по химии
Основой для работы любого учителя является рабочая программа.
Те программы, которые предлагаются авторами учебников, подчас не в полной мере соответствуют специфическим личностным особенностям преподавания предмета конкретным педагогом. Поэтому каждый учитель имеет право изменить некоторую часть основной программы.
Я предлагаю Вашему вниманию рабочие программы 8-11 классов, составленные на основе рекомендаций О.С. Габриеляна, и программу 8-9 классов на снове рекомендаций И.И. Новошинского, Н.С. Новошинская.

Рабочая программа 8 класс (68 ч.) 
Рабочая программа разработана на основе авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Химия. 8 класс», авторы И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская (2006 г.), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Скачать здесь (pdf)
Рабочая программа 9 класс (68 ч.)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. Химия. 9 класс», авторы И. И. Новошинский, Н. С. Новошинская (2006 г.), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Скачать здесь (pdf)
Рабочая программа 9 класс (68 ч.)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007.) 
Скачать здесь (pdf)
Рабочая программа 10 класс (базовый уровень 34 ч.)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005.).
Скачать здесь (pdf)
Рабочая программа 11 класс (базовый уровень 68 ч.)
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2005-2006).
Скачать здесь

Авторские элективные курсы по химии
Сформировать иследовательскую компетенцию обучающихся исключительно в рамках учебной дисциплины "Химия" сложно.
Достижению данной цели помогают предметные элективные курсы (пропедевтические, предпрофильные и профильные).
Я предлагаю Вашему вниманию серию авторских элективных курсов по химии для обучающихся 7-ых, 9-ых, 11-ых классов.

Пропедевтический элективный курс "Химия вокруг нас" 7 класс (34 ч.)
Курс "Химия вокруг нас" нацелен на формирование исследовательской компетенции обучающихся в ходе решения ими наиболее значимых экологических вопросов современного общества: методы очистки веществ от природных и антропогенных загрязнений, определение наличия некоторых ионов в продуктах питания, исследование образца школьной воды и т.д.
С целью активизации познавательного интереса курс содержит задания по самоисследованию своего здоровья и влияния на него некоторых природных факторов.
Скачать здесь (doc)
Профильный курс "Химия и общество" 11 класс (34 ч.)
Даная программа «Химия и общество» направлена на развитие у детей представлений о химии, как о науке прикладного характера. В данном курсе рассматривается ряд валеологических вопросов в соответствии с основным теоретическим и практическим материалом школьного курса Химия. Программа, на наш взгляд, ориентирована не только на развитие творческого и познавательного мышления, но и на развитее личностных особенностей учащихся, поскольку содержит в себе индивидуальные теоретические, практические исследования и дифференцированные задания.
Для повышения активности мышления, познавательного интереса и уменьшения рутинности науки изучаемый материал насыщен лабораторными и практическими работами, в том числе, предполагаются и домашние практические исследования.
Скачать здесь (doc)
Программа предпрофильного курса "Химические вещества в повседневной жизни человека" 9 класс (34 ч.)
Цель программы: расширение компетенций обучающихся, связанных с грамотным и полномерным использованием химических веществ в повседневной жизни человека.
В задачи курса входит не только расширить понятийный химический и валеологический аппарат школьников, их умения работать с химическими веществами, в том числе, и в домашних условиях, но и развить логическое мышление, умение мыслить в проблемных ситуациях, сформировать исследовательское мышление, позволяющее свободно определять оптимальные пути решения проблемы, анализировать полученные результаты и грамотно формулировать выводы.
Данный курс направлен на подготовку школьников к восприятию химии на профильном уровне или дальнейшем их обучении в средних специальных учебных заведениях.
Скачать здесь (doc)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (9-11 класс)
В брошюре представлены материалы из опыта работы О.В. Ушаковой, учителя химии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Мичуринска Тамбовской области.
В материалах раскрывается система реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Юные исследователи» для учащихся 9-11 классов.

Материалы адресованы преподавателям естественнонаучных дисциплин общеобразовательных учреждений.
Скачать здесь (pdf)